Вариант 1

17.06.2022 0 Автор admin

1. Тип 1 № 42206

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Несмотря на то что автор делится результатами собственного анализа, проведённого в процессе изучения проблемы, текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к анализируемым явлениям.

2) В тексте отсутствуют термины, так как он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией.

3) В тексте отсутствует эмоционально-оценочная лексика, однако используются слова, с помощью которых автор характеризует предметы и явления, выражая рациональную оценку: пристальный (интерес), особое (значение). Отсутствуют художественные средства выразительности, а также разговорная лексика.

4) Тематика текста обусловила употребление канцеляризмов: лингвистический аспект, первоначально философскому, объективный мир и др.

5) Цель автора текста — сформулировать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении разграничения понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира, дать руководство к действию.Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира <…> языка, принятого в определённом социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторванно от языка», в философской литературе было признано уже давно. Однако пристальный интерес к первоначально философскому, а позднее — лингвистическому понятию «языковая картина мира» в научной литературе появился во второй половине XX столетия. В отечественной науке это связано с работами Г. В. Колшанского, А. Н. Леонтьева, Ю. Н. Караулова и других исследователей.

Г. В. Колшанский считает, что «картина мира, отображённая в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закреплённое и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой материальной формой является язык, который выполняет функцию объективации индивидуального человеческого сознания». Эту идею в лингвистическом аспекте развивает Ю. Н. Караулов: «В принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимости между ними отражается представление о внешнем мире, некоторая „картина мира“».

В лингвистике особое значение приобретает разграничение понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира: «Языковая картина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно языковых средств».

Таким образом, языковая картина мира есть часть концептуального мира человека, преломляющегося через языковые формы.

2. Тип 2 № 42207

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.

3. Тип 3 № 42208

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором (2) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫК, -а, м.

1) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кем-нибудь (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-нибудь (перен.: достичь взаимопонимания, согласия).

2) ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

3) ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

4) устар. Народ, нация. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.).

5) перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

4. Тип 4 № 1179

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение

давнИшний

бАнты

балУясь

христиАнин

5. Тип 5 № 4509

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.

На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.

Блог писателя — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.

6. Тип 6 № 13662

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация, разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

7. Тип 7 № 3808

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛОЖИСЬ в больницу

С ДЕТЬМИ

В ДВУХСТАХ журналах

НАИБОЛЕЕ ТОЧНО

ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ на льду

8. Тип 8 № 10249

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящее из артистов Мурманского драмтеатра.

2) Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

3) На собрании решили подвести итоги тому, чему нас научила работа в новых условиях.

4) Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.

5) Присоединив Коломну к Московскому княжеству, князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

6) Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.

7) Получив письмо от Маши, перед Гриневым возникла трудная задача.

8) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

9) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД

9. Тип 9 № 30120

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вырастил, выкосил (траву), пловчиха

2) запереть, заря, изложение

3) выскочил, касание, поджигать

4) смирился, пригорюнился, творец

5) блистать, занесённый, выгореть

10. Тип 10 № 14569

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..греться, пр..питанный, пр..сматривать (статью);

2) про..грать, с..змала, дез..нфекция;

3) ра..мешать, бе..численный, и..чезнуть;

4) пр..старелый, пр..открыть, пр..вокзальный;

5) нед..варить, п..краска, п..дкова.

11. Тип 11 № 14656

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) замш..вый, потч..вал

2) перешаг..вающий, во..вать

3) глянц..вый, форел..вое

4) оскуд..вающий, перв..нство

5) (ветерок) ве..л, стоим..сть

12. Тип 12 № 18104

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылин..вший, обеспоко..нный

2) обещ..нный, огнедыш..щий

3) немысл..мое (дело), застрел..шь

4) измуч..нный, (птица) щебеч..т

5) (они) противореч..т, (они) тащ..т

13. Тип 13 № 2748

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это была вовсе (не)трудная задача.

Дорога была (не)освещена.

Партнёры предложили новый контракт на крайне (не)выгодных условиях.

(Не)просмотрев до конца.

Японские карты этого побережья были (не)похожи на карты европейских навигаторов.

14. Тип 14 № 13874

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Причиной выбрасывания китов на берег могут быть гидролокаторы военных, достаточно мощные, ЧТО(БЫ) проникнуть (В)ГЛУБЬ океана и напугать животных.

Недолго пройдя в темноте, Костя понял, что (СО)ВСЕМ сбился с пути, наверно, ТО(ЖЕ) понял и командир.

Новобранцев до принятия присяги не полагалось отпускать в город (ПО)ОДИНОЧКЕ, но инструктор, (В)ВИДУ моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.

(В)ВЕРХУ виднелся редкий для здешних мест большой камень почти правильной кубической формы, а на нём (В)ОБНИМКУ росли два корявых деревца, сосенка и берёзка.

Никита сказал, ЧТО(БЫ) мы шли (ПО)ДВОЕ.

15. Тип 15 № 582

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

16. Тип 16 № 12766

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.

2) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.

3) Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.

4) Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.

5) На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.

17. Тип 17 № 4879

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.

18. Тип 18 № 2929

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Два друга (1) между тем (2) были так увлечены беседой, что (3) кажется (4) и не заметили, как наступил рассвет.

19. Тип 19 № 12769

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.

20. Тип 20 № 1812

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

21. Тип 21 № 14097

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…

(по К. Паустовскому)

22. Тип 22 № 8870

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.

2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.

3) Искусство способно объединить людей.

4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.

5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.

— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

(3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи… (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу…

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!

(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.

(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.

(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.

(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

(По М. Пришвину*)

* Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.) — русский писатель, автор произведении о природе.

23. Тип 23 № 8871

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 3—4 содержится рассуждение.

2) В предложениях 14—15 представлено описание.

3) В предложениях 17—19 представлено повествование.

4) Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.

5) Предложения 25—27 включают рассуждение.

24. Тип 24 № 8872

Из предложения 25 выпишите фразеологизм

25. Тип 25 № 8873

Среди предложений 7—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Тип 26 № 8874

«Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _______ (предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _______ («яблоко… смеётся» в предложении 8). Синтаксическое средство — (В) _______ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _______ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».

Список терминов:

1) парцелляция

2) олицетворение

3) разговорная лексика

4) сравнительный оборот

5) лексический повтор

6) диалог

7) эпитеты

8) восклицательное предложение

9) риторический вопрос

27. Тип 27 № 8875

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.