Служебные части речи. Союз
Союз
Союз (с.) – часть речи, объединяющая однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Без союзов наша речь несла бы бессвязную, непонятную информацию. Речь была бы однообразной, скучной; их немного, но они очень важны и нужны.
Примеры:
Марина вспомнила, что в холодильнике еще есть остатки ужина.
Лиза улыбнулась и зашла в особняк.
Он не признается, что виноват, потому что признание будет его концом.
Виды с.:
- Если состоят из одного слова – это простые: а, и, чтобы, если и т.п.
- Если состоят из двух и более слов – составные: потому что, так как и т.п.
По значению с. бывают:
- сочинительные;
- подчинительные.
Сочинительный союз
Сочинительные – объединяют однородные члены предложения или равные простые предложения в сложное:
Примеры:
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…
В метро сейчас стояла тишина, и музыкант играл для себя.
Виды:
- Соединительные – и, да(=«и»), ни…ни, тоже, также – выражают то, что происходит в одно время или последовательно.
Примеры:
Отец достал из рюкзака и бумагу, и спички, и спирт.
Лида молча смотрела в непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной далью.
- Противительные — а, но, то да (=«но»), однако, однако же, зато – противопоставляют или разграничивают.
Пример:
Он не двигался, а только смотрел на её лицо.
- Разделительные – или, ли…то, не то…не то, то ли… то ли – означают чередование, выбор.
Примеры:
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
Либо ты сейчас же успокоишься, либо я уйду отсюда.
- Сопоставительные – не только, …но и; как…, так и; если не…, то…; не столько…, сколько – сопоставляют явления.
Примеры:
Мама купила не только фрукты, но и овощи.
Пётр Николаевич размышлял не столько о занятиях, сколько о поведении студентов на них.
- Пояснительные – именно, а именно, то есть, или (в значении «то есть»), как то – поясняют.
Примеры:
Мама купила фрукты, а именно: яблоки, груши, бананы.
Завтра, то есть 20 апреля 2017 года состоится ярмарка.
- Присоединительные – да и, также, а также, тоже – выражают присоединение.
Пример:
Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?
NB! Если однородные члены соединёны одиночным соединительным или разделительным с., не ставьте запятую (и, да = и, или, либо): Раны бойца больше и сильнее скажут о войне.
NB! Если соединительные или разделительные союзы повторяются, начиная со второго однородного члена ставьте запятые, а после последнего однородного члена не ставьте:
(и…и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):
Примеры:
То ли этого произошло в прошлом году, то ли в позапрошлом.
Мама привезла и яблоки, и груши, и бананы.
NB! Запятая ставится перед второй частью составных союзов (как …так и, не только …но и, не то…не то…):
Примеры:
Папа привез с командировки как книги, так и игрушки.
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.
Подчинительный союз
Подчинительные – объединяют простые предложения в сложноподчинённом и от одного предложения к другому ставится вопрос, одно подчиняется второму.
Пример:
По всей вероятности скоро пойдёт снег, потому что всё заволокло тёмными грозовыми тучами.
Виды:
- Изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли …
Пример: Михаил понимал, что любил Женю.
- Временные: когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как …
Пример: Когда Костя заснул, Лиза выскочила на улицу.
- Причинные: потому что, ибо, так как, оттого что, в связи с тем что…
Пример: Надя отставала, потому что плохо готовилась к уроку.
- Условные: если, если бы, раз, ли и др.
Пример: Если бы Надя хорошо выучила таблицу умножения, она не отставала бы.
- Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
Пример: Для того чтобы стать успешным человеком, надо много трудиться.
- Уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай и др.
Пример: Хотя я заплела ей косички, Таня была растрепана.
- Сравнительные: как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.
Пример: Люда тоненькая, словно березка.
- Следственные: так что.
Пример: Марина хорошо подготовилась, так что легко сдаст зачет.
Морфологический анализ с.
Порядок анализа:
I. Установите часть речи, каково общее значение.
II. Укажите морфологические признаки:
1) Производный – непроизводный.
2) Простой или составной.
3) Сочинительный или подчинительный.
4) Разряд по значению.
Образец письменного анализа:
Чтобы много добиться, надо много трудиться.
I. Чтобы — с.
II. Морф. признаки:
1) непроизв.,
2) простой,
3) подчинит.,
4) целев.