Правильный свет. Ответы на вопросы.

  Автор:
  252

 

В предыдущей статье «Как снимать на смартфон. Правильный свет. Часть 1»  я дал своим читателям практическое задание. У тех, кто его выполнил, появились вопросы, на которые я отвечу в этой статье.

Если мы говорим о том, что существует правильный свет, значит, есть и неправильный? Давайте разберёмся с этими понятиями.

Мне пришла мысль, что свет можно сравнить со звуком. Если раскрыть происхождение слова фотография – рисование светом, то всё становиться на свои места. Но в фотографии свет без тени жить не может, так же как в музыке звук не может жить без пауз. Сочетание противоположностей и есть гармония. Правильное сочетание света и тени – светотеневой рисунок влияют на наше восприятие мира через глаза. Правильное сочетание звуков и пауз создают гармонию в нашем восприятии звуков через слух (через уши.)

Разница между глазом и фотоаппаратом.

После небольшого лирического отступления продолжим тему. Любое искусство призвано запечатлеть красоту мира.  Фотография  и живопись имеют общие корни. Их задача через игру света и тени воздействовать на зрителя. «А  как же цвета?»- спросите Вы.   Ответ прост:  чем больше света, тем ярче краски и наоборот.  Черно белое изображение может быть самодостаточным.  Также как художник посредством кистей и красок создаёт свои творения, так и фотограф, посредством фотоаппарата создаёт свои.  Но тут есть большая разница! Художник смотрит на мир своими глазами, а фотограф через объектив фотоаппарата. И пока человеческий глаз на порядок превосходит технические возможности фотоаппарата.

 Внимание! Мы подошли к сути вопроса.  Человеческий глаз — совершеннейшее творение. По таким показателям как разрешающая способность в мегапикселях  и динамический диапазон (чувствительность в светах и тенях) он намного превосходит любой современный фотоаппарат, не говоря уже про камеру смартфона. В итоге на фотографии тени выглядят более жесткими, а света более резкими. Задача фотографа укротить свет и свою технику чтобы приблизить картинку к реальности.

Владея теперь этими знаниями, рассмотрим вопрос:

Почему так работает автоматика смартфона и как правильно снимать на смартфон?

Любая автоматика призвана упростить и автоматизировать какой-то процесс. В данном случае процесс съёмки.  Автофокус отвечает за резкость,  экспонометр отвечает за экспозицию кадра  —  т.е.  чтобы кадр был не слишком светлым или не слишком тёмным. Фотоаппарат стремится сделать его серым.  Усреднить.  Поэтому он осветляет тени и затеняет света. Всё зависит он пропорций того и другого в кадре. Увы, совсем без теории никак нельзя. Поэтому постараюсь объяснить «на пальцах».

Ниже я привожу схему  нашей съёмки из 8 кадров. Солнце в нашем случае светит справа. Наша модель поворачивается каждый раз на 45 градусов относительно солнца, которое оставляет на его лице разный светотеневой рисунок. Лица у всех разные, поэтому и рисунок  разный. Но автоматика работает одинаково. Там где есть большая разница перепад между светом и тенью автоматика не справляется, начинает врать.  Вот и получается, что глаз видит одно, а на фото получается другое.  На фото все получается гораздо контрастнее, тени жестче, а в светах видны пересветы.  Особенно это становится заметно, когда модель стоит спиной к свету. Лицо почти полностью тёмное.  Глаз не видно. Это 100% неправильный свет.

Понятно теперь, что такое правильный свет?

Это когда модель освещена так, чтобы на её лице создавался красивый светотеневой рисунок, чтобы он  выгодно, объёмно прорисовывал лицо, с учетом индивидуальных особенностей строения головы, формы глаз, носа, ушей,  волос, шеи , кожи, фигуры. Чтобы он «льстил» модели.  Не старил, не полнил, чтобы в глазах был живой блик, и при этом модель не щурилась от яркого света.

Вы понимаете теперь, что  достичь результата можно не при каждом  свете и не под любым углом падения света на модель.  Поэтому теперь вы будете осознанно выбирать место для съёмки. В данном случае у нас один источник света – это солнце. Бывает, что солнце закрыто облаками и тучами, но даже тогда можно определить: откуда оно светит. Но при этом свет будет рассеянным и переход в тенях и светах сильно сгладится.  Может даже исчезнуть блик в глазах.  Свет станет невыразительным, краски поблёкнут, всё станет более плоским.  Исчезнет рельеф лица, фона, пейзажа.  При съёмке в студии профессиональный фотограф имеем в арсенале большое количество различных источников света, от самого жёсткого до самого рассеянного и по своему усмотрению может создавать светотеневой рисунок любого предмета или объекта съёмки. Но это отдельная большая тема.

А наша задача:

Найти правильный свет в том месте, где мы сейчас находимся.

Например, мы находимся на стадионе школы. (См. GIG картинку). Солнце примерно 30 градусов над горизонтом . Довольно жёсткий свет.  Почти всё поле  стадиона ярко освещено солнцем.  И лишь узкая часть у границы стадиона со стороны солнца находится в тени.  Проанализируем полученные снимки на солнце и в тени. Я думаю, что вы теперь сразу найдете тот самый правильный свет.

При этом модель не щурится, у неё блеск в глазах и у неё хороший свет на лице. Сзади хорошо виден фон.

Сперва делаем 8 пробных снимков на солнце.

Как их делать наглядно продемонстрировано на GIF картинке сверху. и подробно описано в предыдущей статье «Как снимать на смартфон. Часть 1. Правильный свет.»

После этого анализируем полученный результат.

8 снимков на солнце

На солнце  фото №№1, 2, 4(желтые цифры) больше подходят под правильный свет.

 

8 снимков в тени

Затем делам такую же серию пробных снимков в тени.

В тени  фото №№.2, 3, 4, 5, 6(красные цифры) больше соответствуют понятию правильный свет.

 

А что делать, когда вокруг нет тени (например, в поле)?

Хочу заметить, что не у всех людей есть светобоязнь. Я, например, свободно смотрю в сторону света, поэтому меня легко можно фотографировать так, чтобы моё лицо было освещено. И фон будет тоже хорошо освещён. Автоматика при этом работает идеально. Кто боится света, того разворачиваем от солнца на  90 — 180 градусов. Как же так? Скажете Вы. Это же  самые невыгодные условия для модели. Либо пол лица в тени, либо вообще лицо тёмное. А вот так! До сих пор мы не использовали вспышку. А в этом случае будем! Включаем вспышку принудительно и вуаля!  Получаем очень неплохой результат.  Превращаем неправильный свет в правильный. Так можно улучшить все фотографии на солнце. Для положения 2 и 3 вспышка не нужна.  Экспериментируйте! Впереди вас ждёт много подобных лайфхаков!

Я думаю, что для начала Вы получили достаточное представление о том, что такое правильный свет, и будете более осознанно его находить.

В следующей статье мы поговорим о том, как снимать на смартфон без особых искажений, то есть про ракурс.

Кстати, друзья мои, вы уже догадались, что эти темы распространяются не только на смартфоны?

 

Кто ещё не вступил в мой паблик ВКонтакте «Курсы Фото», добро пожаловать!  Там Вас ждет много интересного.

Правильный свет. Ответы на вопросы.

   3 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
3 комментария
  1. Елена

    Очень интересная статья. Особенно понравилось сравнение света со звуком, очень наглядно и даже где-то лирично получилось. И теперь стало понятнее почему ждёшь одного результата от фотки, а получаешь другой. Ну и, конечно же, жду продолжения про ракурсы, мне это очень нужно, потому что я ещё снимаю свои рисунки и здесь с искажениями совсем беда получается. Заранее спасибо.

    • Спасибо, Елена за Ваш отзыв *THUMBS UP* . Скоро я опубликую статью о значение ракурса при съёмке на смартфон. В ней Вы найдёте ответы на свои вопросы.

  2. Евгений

    Мне нравиться Ваши статьи. Очень просто и доходчиво объясняете. Давно искал нечто подобное. *DANCE* Жду продолжения.

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук