Как снимать на смартфон. Часть 2. Ракурс.

  Автор:
  337

distortion

Любой фотоаппарат похож на человеческий глаз. Ракурс определяет как будет выглядеть  картинка на сетчатке глаза или матрице фотоаппарата.

Что такое ракурс?  

Это широко используемое слово имеет много значений. Мы остановимся на одной трактовке этого слова, где ракурс — это угол или точка зрения, под которым глаз или объектив смотрят на окружающий мир. То, что ближе к точке зрения, то видится большим, по сравнению с тем, что находится дальше от неё.

В результате проявляется эффект линейной перспективы.  Это когда параллельные линии, например рельсы, сходится в одну точку вдали.

Человеческий глаз имеет постоянное фокусное расстояние, а, следовательно,  и постоянный угол зрения.  Его можно изменить при использовании «сильных» очков, бинокля, видоискателя фотоаппарата и других оптических приборов.  У фотоаппаратов с помощью сменной оптики (сменных объективов) можно изменять угол зрения в широчайшем диапазоне.

Тут такая зависимость: чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше его угол зрения и наоборот.

Какие бывают объективы.

Традиционно объективы называют широкоугольными (установлены в большинстве смартфонов), длиннофокусными (телевики) и стандартными (портретники).  Есть еще сверхтелевики и сверхширики.  Существуют  также зум — объективы с переменным фокусным расстоянием. Каждый объектив имеет своё назначение, свои плюсы и минусы в виде различных искажений (дисторсий).

Проведём эксперимент.

Допустим, у нас есть крутой топовый смартфон с тремя объективами.  Сфотографируем  модель на каком – то фоне с расстояния  2 метра этими тремя разными объективами по очереди.

1-й кадр мы сделаем сверхширокоугольным объективом.  Широкоугольные объективы, как вы догадались, имеют широкий угол зрения, поэтому в кадр попадёт вся модель и много фона сзади неё.  Сверхширик имеет ещё больший угол по сравнению с тем, что имеют обычные смартфоны. Отличительной чертой этих объективов являются так называемые подушкообразные искажения. Эти искажения меньше в центре и сильно выражены ближе к краю кадра. У них также заметное сильное искажение линейной перспективы,  так называемая,  положительная дисторсия.  Это надо учитывать и уметь с этим работать.

2-й кадр мы сделаем объективом со стандартным фокусным расстоянием.  Почему называется стандартным? Потому, что его фокусное расстояние и соответственно угол обзора приближен к человеческому глазу и дает похожую линейную перспективу. С этим объективом мы получим фотографию модели примерно по пояс, фона сзади неё будет поменьше, но зато и модель и фон будут без искажений. Оттого эти объективы ещё называют портретными. Раз нет искажений,  значит  пропорции лица будут правильными.

3-й кадр сделаем длиннофокусным объективом (телевиком).  С 2-х метров в кадр попадет лишь лицо модели. Фон будет размыт и его будет мало.   Кроме того, что модель увеличится в размере, оно будет казаться шире, чем есть на самом деле. Это бочкообразные искажения или отрицательная дисторсия.

Подведём итоги:

На сегодняшний день уже существуют телефоны с тремя объективами.  Эти объективы позволяют использовать любой ракурс, что даёт широчайшие возможности для различных съёмок.

Как Вы догадались, какая получится фотография,  сильно зависит от уровня или высоты, с какой ведётся съёмка. Ещё есть зависимость от угла наклона смартфона по отношению к  объекту съёмки. Это наиболее сильно проявляется у сверхшириков и может сильно изменить окружающий мир. Так человеческий глаз никогда не видит.  Нарушается вся геометрия, пропорции и масштаб. Вы не найдете ни одной параллельной линии, лица изменяются до неузнаваемости. Отдельные части лица  и тела доминируют над другими. Вспомним: то, что ближе к объективу, то больше и наоборот. Тоже самое происходит и со всем миром — он искажается. Зато в кадр можно запихнуть и узкую комнату  и всех людей в лифте. Фотографы взяли это на вооружение и широко используют в художественной фотографии. Это стало прямо таки новым трендом.

Дополнительным бонусом широкоугольной оптики является большая глубина резкости. У длиннофокусной оптики, наоборот, малая глубина резкости. У портретников  средняя  глубина резкости — «золотая середина».

А что делать пользователям бюджетных моделей смартфонов?

Ведь большинство, 99 % смартфонов имеют один объектив и он не портретный, а скорее широкоугольный, и он имеет искажения.  Сейчас Вам стало понятно, почему Вы сталкиваетесь с большими трудностями, когда надо сделать хороший портрет человека, или группы людей. Никогда не ставьте полного человека с краю кадра,  а худого в центре на групповой фотографии. В результате дисторсии (искажения по краям) полный человек станет ещё больше. Поменяйте их местами,  и они оба скажут Вам спасибо, иначе могут даже обидеться. Помните, в предыдущей статье  я говорил, что надо льстить модели,  а не делать её безобразной?

«Так что, всё так безнадёжно?» — спросите Вы. Невозможно сделать хороший портрет или селфи  качественно? Невозможно без искажений, сфотографировать здание, картину, свой рисунок и т.д? Ответ прост: правильно выбирайте ракурс.  Знайте, что в центре любого объектива искажения минимальные. Чем дальше объектив от лица тем лучше. Поэтому использование селфи — палки увеличит расстояние до Вас, тем самым убирая лишние искажения.  Допустим Вам надо сфотографировать квадратный, прямоугольный, или круглый предмет с минимальными искажениями. Где должна находиться оптическая ось вашего объектива? Правильно. В центре Вашего квадрата, прямоугольника или круга и быть строго перпендикулярной им.  Как должны располагаться плоскости этих предметов по отношению к плоскости смартфона? Правильно. Они должны быть параллельны.  Тут надо хорошо натренировать свои руки и глаза. Для облегчения этой задачи многие смартфоны имеют уровень. Найдите эту функцию на своём смартфоне и пользуйтесь ею.

2_Разный ракурс съёмки лица

 

 

figure
3_Разный ракурс съёмки в полный рост

 

Резюме:

Тщательно выбирайте ракурс для съёмки.  Для этого, возможно,  Вам придётся переместиться, иногда очень значительно. Когда объектив один, с одним фокусным расстоянием, тогда надо зумировать ножками.

Смотрите сколько факторов одновременно нужно учитывать:

1) размер снимаемого объекта от  муравья до небоскрёба;

2) расстояние до объекта от нескольких сантиметров до  бесконечности;

3) точку съёмки, иначе, где вы находитесь относительно объекта съёмки.

Результат будет абсолютно разный  при разных объективах. К этому надо подходить осознанно и заранее.

При съемке людей в полный рост важно снимать с линии пояса.  Можно даже присесть на колено.  Смартфон держать надо всегда параллельно модели. Поясной портрет снимают  с уровня груди.

Посмотрите на примеры фотографий.   Они сняты с разных ракурсов.

1-я и 5-я фотографии сняты с правильного ракурса и поэтому не имеют заметных искажений. На остальных фотографиях искажения присутствуют.

На 2-й фотографии нос больше, чем на самом деле. Он оказался близко к объективу.

3-я фотография отличается большим лбом и малым подбородком.

Наоборот на 4-м  фото.

Большие ноги и маленькая голова на 6 кадре.

На 7-м  голова большая, а ноги маленькие.

 

Надеюсь,  я достаточно хорошо объяснил, что такое ракурс и как важно уметь его правильно использовать.  Если у Вас остались вопросы, задавайте их в комментариях.

Следующую статью я посвящу разборке функций и различных режимов работы смартфона.

 

Подписывайтесь на мой паблик ВКонтакте «Курсы Фото».

Там Вас ждет  много интересного.

До встречи.

 

 

Как снимать на смартфон. Часть 2. Ракурс.

   3 голоса
Средняя оценка: 5 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
6 комментариев
  1. Елена

    О, ну наконец-то! Теперь всё более чем понятно. Сразу попробовала снять свои рисунки, получилось уже гораздо лучше. Как я сама до этого не додумалась, ведь это же так просто? Немного поэкспериментировала перекладывая работы напротив окна и под лампу. Напротив окошка лучше только тогда, когда солнце не падает прямо на бумагу. И ещё одно, обязательно обзаведусь селфи — палкой, чтобы делать себе нормальные фото. Ещё раз спасибо.

  2. Елена, рад, что в моих статьях Вы нашли ответы на свои вопросы и улучшили свои навыки съёмки.
    Оставайтесь на связи. В следующих моих статьях Вы найдёте ещё больше полезной информации, которую сможете применять на практике. 8)

  3. Андрей

    Я прочитал все статьи подряд на одном дыхании. Хочу выразить автору благодарность. Многие вещи прояснились. С нетерпением жду продолжения. А собираетесь Вы рассказать про обработку фотографий на мобильнике? ;)

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук